Get Adobe Flash player

     Без права на славу, на благо людей.

 

Навигация

С ЮБИЛЕЕМ!

Никулина Оксана Юрьевна

Бухгалтер отдела бюджетного планирования и учета

Курочкин Алексей Анатольевич

Водитель ОП №26

Савельев Михаил Григорьевич

Заведующий складом мобрезерва

Липатов Сергей Федорович

Водитель ПЧ-42

Артемьев Николай Владимирович

Спасатель ПЧ-36

Денежкин Валентин Константинович

Диспетчер ПЧ-46

Елизарова Светлана Юрьевна

Начальник отдела административно-хозяйственного обеспечения

Третьяков Павел Владиславович

Инструктор противопожарной профилактики театрального комплекса

Главная | Архив | Архив 2017 год | ИЮЛЬ-ДЕКАБРЬ

Год гражданской обороны

Гражданская оборона ФРГ

Среди европейских стран — участниц блока НАТО Федеративная Республика Германии располагает наиболее развитой и всеобъемлющей системой гражданской обороны (ГО). Военно-политическое руководство ФРГ рассматривает её как составную часть общих военных мероприятий по подготовке страны к войне с применением ракетно-ядерного оружия и других средств массового поражения. В «Белой книге по вопросам гражданской обороны ФРГ», опубликованной министерством внутренних дел в 1972 году, подчёркивается, что «действенность политики устрашения обеспечивается как военной боеготовностью, так и соответствующими усилиями в области гражданской обороны».
В ФРГ ГО получила своё правовое оформление в октябре 1957 года, когда был принят «Первый закон о мероприятиях по защите гражданского населения». Однако осуществление мероприятий в области гражданской обороны практически началось с момента образования Федеративной Республики Германии (сентябрь 1949 года).

В соответствии с положениями, опубликованными в Белой книге, на гражданскую оборону ФРГ возлагаются следующие основные задачи: обеспечение непрерывной деятельности правительственных и местных органов власти, защита гражданского населения, организация бесперебойной работы систем снабжения населения и экономики, взаимодействие с вооружёнными силами и оказание им помощи.
Задача по обеспечению непрерывной деятельности правительственных и местных органов власти предусматривает заблаговременную разработку и подготовку мероприятий на период кризисных ситуаций (война, стихийные бедствия, производственные катастрофы и т. п.), которые будут способствовать сохранению правительственными и местными органами власти своей дееспособности.

Защита гражданского населения включает:

организацию самозащиты населения; создание службы предупреждения и оповещения; возведение системы убежищ и укрытий; медицинское обеспечение населения, в том числе накопление запасов медикаментов и подготовку соответствующего контингента медицинского персонала, а также мероприятия по развёртыванию дополнительных медицинских учреждений.

Организация бесперебойной работы систем снабжения населения и экономики предусматривает в первую очередь удовлетворение потребностей важнейших государственных и военных органов и отраслей экономики в людских ресурсах, мероприятия по обеспечению населения продовольствием, а экономики всеми видами сырья, топлива и энергии, а кроме того, бесперебойную работу почты, транспорта и средств связи.
Важное место в системе гражданской обороны отводится вопросу взаимодействия с вооружёнными силами и оказания им необходимой помощи. По мнению западногерманских военных специалистов, вооружённые силы смогут выполнить свои задачи лишь в том случае, если органы гражданской обороны будут содействовать повышению их боеспособности и обеспечивать им оперативную свободу действий. В Белой книге прямо указывается, что «большинство мероприятии гражданской обороны проводится непосредственно в интересах вооружённых сил страны». В случае военного конфликта вооружённым силам потребуется дополнительный контингент личного состава и материально-технические средства (продовольствие, горюче-смазочные материалы, запасные части, транспортные средства и т. п.). Органы гражданской обороны, по мнению специалистов бундесвера, могут оказать помощь вооружённым силам по учёту, отбору и выделению людских ресурсов и материальных средств. В мирное время взаимодействие этих органов с вооружёнными силами страны отрабатывается в ходе совместно проводимых учений.
Общее руководство мероприятиями по гражданской обороне и их координирование возложено на федерального министра внутренних дел. Непосредственную ответственность за ГО несёт парламентский статс-секретарь министерства внутренних дел.

Руководство органами гражданской обороны ФРГ осуществляется по административно-территориальному принципу. Практически каждая из десяти земель страны является округом ГО.
Непосредственное выполнение задач по гражданской обороне в федеральном министерстве внутренних дел возложено на управление ГО, подчинённое парламентскому статс-секретарю. Оно осуществляет общую координацию всех организуемых в стране мероприятий, в том числе и тех, которые проводятся министром внутренних дел в области защиты гражданского населения (организация самозащиты населения, строительство убежищ, служба предупреждения и оповещения, защита от стихийных бедствий, медицинское обеспечение, регулирование перемещения населения).
Министры внутренних дел земель занимаются координированием вопросов гражданской обороны между гражданскими ведомствами и согласованием планов ГО с планами военного командования и соответствующими органами административно-хозяйственного управления бундесвера.

Непосредственное её выполнение возложено на отделы гражданской обороны, созданные в министерствах внутренних дел земель. Практически они выполняют роль штабов в округах гражданской обороны.
Федеральный министр внутренних дел для связи с отделами гражданской обороны в землях имеет постоянную комиссию, в которую входят представители земель. Подобные комиссии созданы также при других федеральных министерствах, отвечающих за соответствующие вопросы гражданской обороны.
Под непосредственным руководством и контролем управления гражданской обороны в ФРГ функционирует ряд организаций и добровольных обществ и союзов, самым тесным образом связанных с прямым выполнением задач по гражданской обороне. К ним прежде всего относятся: федеральное управление защиты гражданского населения, добровольная организация — техническая вспомогательная служба (ТВС), федеральный союз самозащиты, добровольное общество пожарной охраны, Общество Красного Креста и другие.
Федеральное управление защиты гражданского населения создано и подчинено федеральному министру внутренних дел в декабре 1958 года с местом пребывания в г. Бад-Годесберг (земля Северный Рейн-Вестфалия). Этот высший федеральный орган выполняет задачи по подготовке руководящих кадров для гражданской обороны; участвует в разработке единых планов по вопросам защиты гражданского населения; занимается сбором и анализом материалов по защите населения, публикуемых как внутри страны, так и за рубежом; осуществляет научно-технические исследования в области защиты населения; решает вопросы стандартизации и организует проверку пригодности технических средств, предназначенных для защиты населения; координирует службу предупреждения и оповещения.
В тесном контакте с федеральным управлением защиты гражданского населения работает техническая вспомогательная служба, созданная в соответствии с указом от 25 августа 1953 года для ведения работ по защите от катастроф и стихийных бедствий. Ее руководители одновременно являются служащими федерального управления защиты гражданского населения, а её директор — начальником отдела этой службы в управлении.
Служба комплектуется в основном из добровольцев. В землях она имеет свои отделы, а в местных органах — отделения, которых, по данным западногерманской печати, насчитывается 559. Добровольные члены ТВС объединены в подразделения — взводы и роты различного назначения. Всего, по данным иностранной печати, в составе технической вспомогательной службы (отделах земель, местных отделениях и формированиях) насчитывается около 70 тыс. человек, в том числе около 750 штатных работников.
Высшим органом федерального союза самозащиты является главное федеральное бюро в Кёльне, которому подчинены десять земельных бюро. Союз, по данным западногерманской печати, имеет 396 бюро, из них 135 возглавляются штатными работниками, остальные 261 —добровольцами-общественниками, которым оказывают помощь в работе штатные работники союза. Районные бюро самозащиты по землям распределяются следующим образом: Бавария — 75, Баден-Вюртемберг — 55, Бремен — один, Гамбург — семь, Гессен — 35, Нижняя Саксония — 52, Рейнланд-Пфальц — 27, Саар — девять, Северный Рейн-Вестфалия — 116, Шлезвиг-Гольштейн — 12.
В общинах, где нет бюро союза самозащиты, имеются уполномоченные союза. Помимо руководящего и административного персонала, в состав бюро входят общественные лекторы, консультанты и пропагандисты; имеются также консультанты по строительству укрытий на добровольных началах. Преподаватели по специальностям и руководители занятий оказывают помощь общинам в обучении и подготовке населения. Примерно на 1100 штатных служащих (чиновники, служащие, рабочие) федерального союза самозащиты приходится около 25 тыс. помощников» работающих на общественных началах.
Для подготовки высшего звена руководящих работников союза имеется федеральная школа. Кроме того, пять земельных бюро (Бавария, Нижняя Саксония, Рейнланд-Пфальц, Северный Рейн-Вестфалия и Шлезвиг-Гольштейн) располагают своими школами, которые осуществляют подготовку членов союза всех земель. В распоряжении этих бюро находятся передвижные учебные пункты и школы, а также выставки по вопросам организации защиты населения.
Основной руководящий состав для системы гражданской обороны страны, включая специалистов в различных отраслях экономики, проходит подготовку в академии гражданской обороны, которая была создана федеральным министерством внутренних дел в 1966 году в г. Бад-Годесберг. Академия также участвует в разработке учебных материалов и инструкций в области ГО.
Гражданская оборона ФРГ располагает хорошо организованной и развитой системой оповещения и предупреждения. Территория ФРГ разделена на десять округов оповещения (границы округов и земель совпадают, рис. 2). Каждый округ имеет свой центр оповещения. Центры оповещения оборудованы в защитных подземных сооружениях, которые размещаются за пределами крупных населённых пунктов и других вероятных объектов — целей ядерного удара.

Для получения данных о воздушной обстановке на многих постах ПВО блока НАТО организованы посты связи представителей службы оповещения гражданской обороны, в задачу которых входит информирование центров оповещения о воздушной обстановке по данным, получаемым с помощью средств ПВО. Для оценки радиационной, биологической и химической обстановки на территории каждого округа оповещения создано четыре-пять пунктов сбора и обработки данных. Сведения на эти пункты поступают от постов наблюдения и контроля, которые размещаются по всей стране на расстоянии 10—15 км друг от друга. На каждый пункт сбора и обработки данных замкнуто 25 постов. Они оснащены средствами ведения радиационной и химической разведки. Кроме того, информация об обстановке на закреплённой за постами территории может поступать к ним и от местных органов власти.
На основе полученных данных начальник центра принимает решение, когда и где объявлять тревогу. Основным средством предупреждения населения служат сирены пневматического и электрического действия. По сведениям иностранной печати, на территории ФРГ в сети оповещения к настоящему времени установлено свыше 60 тыс. сирен (из них более 220 повышенной мощности), которые размещаются на крышах домов и специально сооружённых для них мачтах (вышках).

В системе предупреждения и оповещения приняты следующие сигналы тревоги:
— «воздушная тревога» — непрерывный звуковой сигнал высокого тона продолжительностью 1 мин;
— «угроза ядерного, биологического и химического нападения» — звуковой сигнал высокого тона продолжительностью 1 мин, дважды прерываемый и вновь повторяющийся через 30 с;
— «отбой тревоги» — непрерывный звуковой сигнал низкого тона продолжительностью 1 мин.
Основным средством защиты населения в системе гражданской обороны считаются противорадиационные укрытия и убежища с «усиленной степенью защиты». Любые другие мероприятия, как отмечается в Белой книге, не смогут заменить этих защитных мер по сокращению людских потерь.
Создание системы защитных сооружений для населения осуществляется по двум направлениям: строительство частных укрытий и сооружение общественных убежищ. Основным документом, регламентирующим создание системы убежищ для населения, является закон о строительстве защитных сооружений от 9 сентября 1965 года, дополненный в последующем рядом новых положений. В соответствии с ним предусматривается обязательное создание противорадиационных укрытий во всех строящихся зданиях, строительство общественных и частных противорадиационных укрытий двойного назначения и реконструкция бомбоубежищ периода второй мировой войны.
Возведение убежищ с полной степенью защиты, по мнению западногерманских специалистов, является нецелесообразным прежде всего по финансовым соображениям, поскольку для их строительства требуются значительные средства. Убежища с так называемой «усиленной степенью защиты» обеспечивают, по их мнению, выживание населения даже в районах, удалённых от эпицентра взрыва атомной бомбы на относительно небольшое расстояние.
Строительство частных общественных сооружений стимулируется федеральным правительством в основном путём оказания финансовой помощи домовладельцам.
Укрытия в жилых домах, по мнению специалистов гражданской обороны ФРГ, имеют два существенных преимущества по сравнению с большими общественными укрытиями: они сооружаются значительно быстрее и требуют при этом меньших расходов.
Так называемые сооружения двойного назначения — соответствующим образом оборудованные подземные гаражи, станции метрополитена и другие подобные сооружения — в мирное время используются по своему прямому назначению, а в военное время будут служить укрытиями для гражданского населения. Все расходы по оборудованию таких многоцелевых сооружений оплачивает федеральное правительство. После введения в строй они передаются общинам и в дальнейшем эксплуатируются за их счёт.
Начиная с 1972 года федеральное правительство приступило к финансированию работ по строительству укрытий в школах и других учебных заведениях. Реконструкция бомбоубежищ, оставшихся после второй мировой войны, осуществляется на средства, выделяемые федеральным правительством. По данным западногерманской печати, их насчитывается около 1200.
Подготовка населения страны по вопросам самозащиты осуществляется согласно «Закону о самозащите гражданского населения», вступившему в силу 1 января 1966 года. В соответствии с ним к обязательной службе самозащиты привлекаются все граждане ФРГ и другие лица, проживающие на её территории, в возрасте от 16 до 65 лет.
Закон обязывает всех лиц, привлекаемых к службе самозащиты, строго выполнять требования по вопросам обучения и подготовки населения к действиям в условиях применения оружия массового поражения. Главы семей обязаны приобретать и держать в постоянной готовности необходимые средства защиты от оружия массового поражения, медикаменты и 14-дневные запасы продовольствия и воды для себя и членов своих семей. На владельцев домов возлагается обязанность приобретать и поддерживать в постоянной готовности батарейные приёмники для приёма сигналов службы оповещения, а также необходимый инвентарь для борьбы с пожарами и для спасения жителей, оказавшихся в завалах. Владельцы движимого и недвижимого имущества обязаны осуществлять затемнение всех помещений и средств транспорта.
Организация службы самозащиты в жилых районах, включая мероприятия по обучению населения, возложена на старших административных чиновников общин (бургомистров, обербургомистров и других лиц). В общинах с населением более 10 тыс. человек создаются районы службы самозащиты, а более 1000 человек — участки службы самозащиты, объединяющие по 500 человек. В этих случаях назначаются руководители службы самозащиты районов (участков), которые подчиняются старшему административному чиновнику общины и несут ответственность за самозащиту населения в своих районах (участках). На каждое крупное жилое здание или группу мелких жилых зданий назначается ответственный за самозащиту. Он подчиняется руководителю службы самозащиты района (участка), а в его отсутствие — старшему административному чиновнику общины и несёт ответственность за организацию самозащиты в своём доме или группе домов. В жилых районах с населением 5000 человек и на особо важных предприятиях создаются специальные формирования — взводы самозащиты, которые подчиняются старшему административному чиновнику общины и выполняют его задания по оказанию помощи населению.
Закон обязывает владельцев предприятий, рабочих и служащих принимать меры коллективной самозащиты на предприятиях.

Законом предусматривается обязательное обучение всех лиц, участвующих в службе самозащиты: в жилых районах при начальном обучении — 10 ч, при повторном (через три года) — по 5 ч в год; на предприятиях дополнительно — 10 ч; для подразделений самозащиты — до 50 ч. Кроме того, в жилых районах и на предприятиях в нерабочее время проводятся учения по самозащите (5 ч в год). Лица, принимающие участие в мероприятиях по самозащите, освобождаются на этот период от работы (службы) с полным сохранением зарплаты по месту работы.
Таким образом, в планах военно-политического руководства ФРГ по подготовке страны к войне с применением ракетно-ядерного оружия и других средств массового поражения важное место отводится мероприятиям по совершенствованию системы гражданской обороны.

 

.: