Об авиаполке «Нормандия-Неман». Часть 1
В истории советско-французского легендарного авиаполка «Нормандия-Неман» город Иваново, являвшийся прифронтовым во время Великой Отечественной войны, занимает особое место. Война СССР с Германией в буквальном смысле решала судьбу мира. От нее зависело будущее не одного десятка стран. Французы, возглавлявшие освободительную борьбу страны от фашистов, были готовы предложить помощь СССР. Разумеется, используя это в своих интересах. Бывший военно-воздушный атташе посольства Франции Шарль Люге подал предводителю «Сражающейся Франции» Шарлю де Голлю следующую идею. Он предложил отправить французских летчиков и механиков воевать в составе Красной Армии. Несмотря на безумство идеи, Шарль де Голль доверился своему подчиненному, военно-политические прогнозы которого сбывались с невероятной точностью.
В ноябре 1941 де Голль прямо предложил советскому правительству участие своих подразделений в сражениях на советско-германском фронте. Французы получили согласие.
Точкой отсчета в формировании эскадрильи «Нормандия» стало 25 ноября 1942 года. В этот день в Москве подписали «Соглашение между представителем командования Красной Армии и представителем военного командования «Сражающейся Франции» об участии французских частей ВВС в операциях в Советском Союзе».
За два месяца до подписания соглашения «Сражающаяся Франция» изо всех сил готовилась к будущим боям на советско-германском фронте. Никто из французов не сомневался в успехе переговоров, а пилоты, многие из которых сумели вырваться с оккупированной французской территории, жаждали как можно быстрее попасть в Россию и начать настоящую боевую работу.
29 ноября 1942 года именно в Иваново прилетели первые 14 французских летчиков. Затем прибыли и 40 механиков. Базой формирования эскадрильи стал аэродром Северный.
В Иванове французы переучивались летать на советских самолетах Яках. Процесс оказался достаточно тяжелым. В «Нормандию» попали молодые и неопытные пилоты, они не могли похвастаться хорошей техникой пилотажа. Осложняло ситуацию и то, что советские истребители очень сильно отличались по многим параметрам от тех, на которых раньше доводилось летать французам.
22 марта 1943 г. эскадрилья «Нормандия» вылетела на фронт, на аэродром в Калужской области. Французское подразделение вошло в 204-ю бомбардировочную авиадивизию 1-й Воздушной армии: летчикам объяснили, что главной задачей истребителей сейчас является сопровождение бомбардировщиков и оборона аэродрома от вражеских налетов. Но пилоты «Нормандии» хорошо понимали, что это больше похоже на попытку оградить их от больших потерь и были возмущены. Недовольство выразили и представители французской военной миссии, ведь соглашение 25 ноября 1942 года прямо предусматривало использование эскадрильи именно в качестве истребительной. Наверху к этому недовольству прислушались, и 1 апреля 1943 года «Нормандию» включили в состав 18 гвардейского истребительного полка 303-й истребительной авиадивизии той же воздушной армии.
С этого времени французские пилоты регулярно участвовали в выполнении боевых задач. Особенно «Нормандия» отличилась в Курской битве (на орловском направлении) летом 1943 г. Но в то же время понесла большие потери: погибли командир эскадрильи и его заместитель.
5 июля 1943 г. эскадрилья была переформирована в 1-ый отдельный истребительный авиационный полк «Нормандия» Сражающейся Франции.
Полк участвовал в освобождении Смоленска и Смоленской области. После тяжелых боев и потерь в ноябре 1943 г. был направлен в Тулу для пополнения. Туда прибыли новые французские пилоты, а также русские механики, в том числе наши земляки. Всего в полку «Нормандия» служило 13 выходцев из Ивановской области.
В мае 1944 г. полк «Нормандия» прибыл на 3-ий Белорусский фронт и по-прежнему вошел в состав 303-й авиадивизии 1-й Воздушной Армии.
Полк принимал самое активное участие в военных действиях по освобождению Белоруссии и Литвы. За активное участие в освобождении Литовской ССР от немецко-фашистских захватчиков и в форсировании реки Неман Приказом Верховного Главнокомандующего от 28 ноября 1944 г. полку было присвоено второе собственное наименование «Неманский», а французы по-своему стали называть полк «Нормандия-Неман».
В 1945 г. полк «Нормандия-Неман» участвовал в боях в Восточной Пруссии, штурме города-крепости Кенигсберга. Последний бой был у города Эльбинга.
За годы войны в полку побывало 108 французских летчиков, советских в нем не было. Полк являлся чисто французским национальным формированием. Наличие советских техников не меняло этот характер полка. Всего за годы войны в нем было около 200 советских техников. Между французскими летчиками и советскими техниками установились взаимоотношения дружеские, проникнутые взаимной заботой.
Во время войны летчиками полка «Нормандия-Неман» было выполнено 5240 боевых вылетов, проведено 869 воздушных боев, сбито 273 самолета противника. Число потерь составило 42 человека.
Большинство летчиков наградили советскими и французскими орденами и медалями. Четыре из них были удостоены высокого звания Героя Советского Союза.
Сам полк имеет следующие награды: орден Почетного легиона, Боевой крест с пальмой, Крест Освобождения, Военная медаль, орден Красного Знамени, орден Александра Невского.
15 июня 1945 г. полк вылетел во Францию на 41 боевых самолетах Як-3, которые были переданы Советским правительством в дар Франции.
После окончания 2 мировой войны История полка «Нормандия-Неман» не закончилась.
Публикация подготовлена с использованием следующих материалов:
Авиационный полк "Нормандия - Неман"
Подлинная история легендарного авиаполка