Get Adobe Flash player

Навигация

С ЮБИЛЕЕМ!

Калинкин Алексей Константинович

заместитель начальника учреждения по организации службы

Виноградов Юрий Анатольевич

водитель ПЧ-41

Торицын Николай Васильевич

врач-специалист областного ПСО

Ермилов Владимир Изосимович

водитель ПЧ-41

Ламакин Сергей Борисович

оперативный дежурный пункта управления штаба гражданской обороны

Маслов Андрей Вадимович

пожарный ПЧ-35

Главная | Архив | Архив 2020 год | Январь - июнь 2020 года

Лицо великой победы

Маршал Жаворонков - еще один герой Великой отечественной войны, оставивший свой след в истории. В память о нем названы улицы в городе Иваново и городе Вичуга, его имя присвоено Вичугской средней школе №17, а также Выборгскому авиационно-техническому училищу гражданской авиации.

Родился Семен Федорович Жаворонков в апреле 1899 года в деревне Сидоровская Кинешемского уезда Костромской губернии, вошедшей в 1930 году в состав города Вичуги Ивановской области. 

С 11 лет, после окончания сельской начальной школы, начал трудовую деятельность: работал на фабриках в Тезино, Бонячках, Вичуге. 

В сентябре 1917 года вступил в Красную Гвардию. В составе Кинешемского красногвардейского коммунистического отряда участвовал в подавлении антибольшевистского Ярославского восстания в июле 1918 года. 

В Красную Армию вступил добровольцем в 1917 году. Участник Гражданской войны: красноармеец 1-го советского Кинешемского полка, заведующий агитационной секцией Кинешемского гарнизонного красноармейского клуба, с ноября 1918 — комиссар батальона 29-го стрелкового полка 7-й стрелковой дивизии, с марта 1919 — военный комиссар отдельного батальона связи этой дивизии. 

Воевал на Восточном фронте против Сибирской армии войск адмирала А. В. Колчака в районе Воткинска и Ижевска, с лета 1919 года — на Южном фронте против войск генерала А. И. Деникина, в 1920 году — на советско-польской войне, после её завершения в 1920-1921 годах — против отрядов С. Н. Булак-Балаховича в Белоруссии и Н. И. Махно на Украине.

До июня 1922 года служил в 7-й стрелковой дивизии. В 1926 году окончил Военно-политическую академию РККА имени Н. Г. Толмачёва, затем был направлен на политработу в ВВС РККА.

В 1929 году Жаворонкова перевели в ВВС Рабоче-Крестьянского Красного флота, назначив военкомом и начальником политотдела Управления ВВС Морских сил Черного моря. В 1932 году он окончил курсы усовершенствования комсостава при Военно-воздушной академии имени профессора Н. Е. Жуковского. С 1932 года — командир-военком 66-й отдельной авиационной эскадрильи, командир 34-й авиагруппы ВВС Морских сил Черного моря.

В 1933 году Жаворонков окончил военную школу лётчиков, а в 1936 - оперативный факультет Военно-воздушной академии. Был назначен командиром 101-й тяжелобомбардировочной авиабригады ВВС Особой Краснознаменной Дальневосточной армии (Чита). С июля 1937 года — командир 5-го тяжелого бомбардировочного авиакорпуса Забайкальского военного округа. С декабря 1937 года — заместитель, с начала 1938 года — командующий ВВС Тихоокеанского флота. Участвовал в боевых действиях у озера Хасан летом 1938 года. С июля 1939 года — начальник ВВС Военно-Морского флота. Уже в этой должности участвовал в советско-финской войне 1939-1940 годов.

В ВОВ принимал участие с первых же дней. В августе-сентябре 1941 года находящиеся под командованием Жаворонкова части совершили 10 боевых вылетов на Берлин. С 7 августа до 4 сентября на город было произведено девять рейдов: сброшено 311 бомб общим весом 36 тонн (для сравнения - британская авиация за весь 1941 год сбросила на Берлин всего 35 тонн бомб). 

За разработку и руководство этой операцией Жаворонков был награждён орденом Красного Знамени.

Семен Федорович руководил действиями ВВС Краснознаменного Балтийского флота при обороне Ленинграда от массированных налётов врага, лично уделял внимание созданию воздушного прикрытия над Ладожским озером для обороны «Дороги жизни». Находился на фронте при проведении Тихвинской наступательной операции. С осени 1941 года и в 1942 году на Северном флоте лично организовывал воздушное прикрытие союзных арктических конвоев и военно-морских баз при разгрузке пришедших транспортов с грузами по ленд-лизу.

При содействии Жаворонкова в морской авиации в 1942 году произведено массовое перевооружение на новые типы самолётов, а в начале 1943 года была реорганизована с учетом опыта войны вся структура морской авиации — вместо авиационных бригад были сформированы специализированные (истребительные, бомбардировочные, минно-торпедные и т.д.) авиационные полки, которые в свою очередь разделены на полки прикрытия баз и кораблей и на полки сопровождения. С середины 1943 года внедрялась новая техника борьбы с противником на море — крейсерские полеты одиночных самолётов-торпедоносцев со свободным поиском врага и атакой обнаруженной цели. Однако, когда потери одиночных самолётов в таких рейдах стали расти, он же предложил производить вылеты группами не менее звена.

С 1944 года под руководством Жаворонкова началось воздушное наступление над Балтийским морем.

В этом же году ему было присвоено звание маршала авиации. В феврале 1945 года, по заданию советского правительства, Жаворонков обеспечил перелет в Советский Союз делегаций стран-участниц Ялтинской конференции.

После войны Семен Федорович ушел с военной службы, но авиацию не оставил.

С 1946 по 1949 гг. работал заместителем начальника Главного управления Гражданского воздушного флота, став затем начальником. В 1959 году Жаворонкову пришлось уйти из авиации в связи с выходом на пенсию.

Умер герой ВОВ в 1967 году в возрасте 68 лет.

 Мы в социальных сетях

Яндекс.Метрика