Get Adobe Flash player

Навигация

С ЮБИЛЕЕМ!

Калинкин Алексей Константинович

заместитель начальника учреждения по организации службы

Виноградов Юрий Анатольевич

водитель ПЧ-41

Торицын Николай Васильевич

врач-специалист областного ПСО

Ермилов Владимир Изосимович

водитель ПЧ-41

Ламакин Сергей Борисович

оперативный дежурный пункта управления штаба гражданской обороны

Маслов Андрей Вадимович

пожарный ПЧ-35

Главная | Архив | Архив 2016 год | Январь-июнь2016

Год пожарной охраны

Расписание выездов

 

Из рассказа «Под каланчой» книги В.А. Гиляровского «Москва и москвичи»:

«Московскую пожарную команду создал еще граф Ф. В. Ростопчин. Прежде это было случайное собрание пожарных инструментов, разбросанных по городу, и отдельных дежурных обывателей, которые должны были по церковному набату сбегаться на пожар, кто с багром, кто с ведром, куда являлся и брандмайор. С 1823 года пожарная команда стала городским учреждением. Создавались пожарные части по числу частей города, постепенно появились инструменты, обоз, лошади. И только в 1908 году появился в пожарном депо на Пречистенке первый пожарный автомобиль. Это была небольшая машина с прикрепленной наверху раздвижной лестницей для спасения погибавших из верхних этажей, впрочем не
выше третьего. На этом автомобиле первым мчался на пожар брандмайор с брандмейстером, фельдшером и несколькими смельчаками - пожарными-топорниками. Автомобиль бешено удирал от пожарного обоза, запряженного отличными лошадьми. Пока не было телефонов, пожары усматривали с каланчи пожарные. Тогда не было еще небоскребов, и вся Москва была видна с каланчи как на ладони. На каланче, под шарами, ходил день и ночь часовой. Трудно приходилось этому "высокопоставленному" лицу в бурю-непогоду, особенно в мороз зимой, а летом еще труднее: солнце печет, да и пожары летом чаще, чем зимой, -  только гляди, не зевай! И ходит он кругом и "озирает окрестности".

Отважен, силен, сердцем прост,
Его не тронула борьбы житейской буря,
И занял он за это самый высший пост,
На каланче дежуря.

Смотр сил и средств пожарной части


Вдруг облачко дыма... сверкнул огонек... И зверски рвет часовой
пожарную веревку, и звонит сигнальный колокол на столбе посреди двора...
Тогда еще электрических звонков не было. Выбегают пожарные, на ходу одеваясь в не успевшее просохнуть платье, выезжает на великолепном коне вестовой в медной каске и с медной трубой. Выскакивает брандмейстер и, задрав голову, орет:
- Где? Какой?
- В Охотном! Третий! -  отвечает часовой сверху. А сам уже поднимает два
шара на коромысле каланчи, знак Тверской части. Городская - один шар,
Пятницкая - четыре, Мясницкая - три шара, а остальные -  где шар и крест, где два шара и крест - знаки, по которым обыватель узнавал, в какой части города пожар. А то вдруг истошным голосом орет часовой сверху:
- Пятый, на Ильинке! Пятый!

Звено ГДЗС


И к одинокому шару, означающему Городскую часть, привешивают с другой
стороны коромысла красный флаг: сбор всех частей, пожар угрожающий.

И громыхают по булыжным мостовым на железных шинах пожарные обозы так, что стекла дрожат, шкафы с посудой ходуном ходят, и обыватели бросаются к окнам или на улицу поглядеть на каланчу. Ночью вывешивались вместо шаров фонари: шар - белый фонарь, крест - красный. А если красный фонарь сбоку, на том месте, где днем красный флаг - это сбор всех частей. По третьему номеру выезжали пожарные команды трех частей, по пятому - всех частей. А если сверху крикнут: "Первый!" - это значит закрытый пожар: дым виден, а огня нет. Тогда конный на своем коне-звере мчится в указанное часовым место для проверки, где именно пожар, - летит и трубит. Народ шарахается во все стороны, а тот, прельщая сердца обывательниц, летит и трубит!»

Расписание выездов в Санкт-Петербурге в XIX веке

 Мы в социальных сетях

Яндекс.Метрика