Get Adobe Flash player

Навигация

С ЮБИЛЕЕМ!

Котяшкина Анастасия Евгеньевна

диспетчер ПЧ-23

 

Носков Геннадий Алексеевич

начальник караула отдельного поста №37

 

Бухаров Сергей Анатольевич

водитель ПЧ-41

Главная | Пресс-служба

К Дню пожарной охраны

Продолжаем публикации об истории пожарной охраны России.

Советский период (1917-1924 г.г.)(1 часть)

В первые месяцы Советской власти пожарная охрана держалась на вчерашних «трубниках» и «топорниках», которые, встав во главе пожарных частей, возмещали недостатки в технических знаниях революционным энтузиазмом. Однако уже в начале 1918 г. стало ясно, что защиту народного достояния от огня необходимо поднять на уровень государственных задач, создать пожарную охрану, коренным образом отличающуюся от пожарной охраны царской России. Поэтому 15 февраля 1918 г. в Народном комиссариате труда специальная комиссия обсудила вопрос о постановке пожарного дела в стране. Комиссия предложила ходатайствовать перед Советом народных комиссаров (СНК) о создании пожарного комиссариата или пожарного совета, который бы занялся вопросами организации пожарной охраны в стране. 17 апреля 1918 г. В. И. Ленин подписал декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем». Дату подписания этого декрета работники пожарной охраны нашей страны отмечают как день организации советской пожарной охраны. Один из видных деятелей советской пожарной охраны К. М. Яичков, участвовавший в заседании Совнаркома, на котором обсуждался декрет, пишет: «Мне вспоминается такой факт. При рассмотрении проекта декрета нам не удалось дать ему четкое наименование, которое полностью бы отвечало содержанию этого исторического документа. Владимир Ильич, видя наши затруднения, пришел на помощь и дал декрету точное и строго научное определение: “Об организации государственных мер борьбы с огнем”. В декрете была заложена новая система организации мер борьбы с огнем, определены принципиальные задачи пожарной охраны, указаны основные направления в работе: проведение планомерных мероприятий в целях привлечения широкой общественности к работе по предупреждению и тушению пожаров, подготовка кадров; осуществление контроля над производством предметов противопожарного оборудования и снаряжения, разработка нового пожарного инструмента и техники; тушение возникающих пожаров».

На первом заседании (21-27 мая 1918 г.), в соответстствии с декретом, Пожарным советом был поставлен вопрос о создании в городах и селах местных органов надзора за пожарной безопасностью и контроля за деятельностью пожарных организаций. 27 сентября 1918 г. за подписью М. Т. Елизарова (в то время занимающего пост народного комиссара по делам страхования) вышло Положение о местных органах противопожарного надзора. Согласно этому Положению при губернских исполкомах, уездных и городских Советов с населением свыше 10 тыс. человек были образованы местные пожарные комитеты, на которые возлагались организация пожарной охраны и проведение других мер, направленных на предупреждение и тушение пожаров.

1 декабря 1918 г. руководство пожарным делом в стране было передано пожарно-страховому отделу Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ). Соответствующие подотделы были организованы на местах. Однако сложнейшая обстановка, создавшаяся в связи с гражданской войной и иностранной интервенцией, требовала эффективною проведения мер по борьбе с пожарами, которые часто возникали в результате диверсий контрреволюции в юродах и кулачества в сельской местности. Назревала необходимость создать самостоятельный орган, который занимался бы только вопросами пожарной охраны. Учитывая это, СНК СССР 12 июля 1920 г. принял постановление «О сосредоточении пожарного дела в НКВД». Это постановление отделяло пожарное дело от страхового. В составе Главного управления коммунального хозяйства Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) был образован Центральный пожарный отдел (ЦПО) с междуведомственным Пожарным советом при нем. На местах, в управлениях коммунального хозяйства НКВД, организуются пожарные подотделы. В городах и на объектах создаются все новые и новые профессиональные пожарные команды. К концу 1920 г. в стране насчитывалось около 900 городских профессиональных пожарных команд численностью 35 тыс. человек и более 1500 пожарных команд на фабриках, заводах и других объектах различных ведомств, насчитывающих свыше 30 тыс. человек. ЦПО НКВД координировал работу всех видов пожарной охраны страны и осуществлял функции Государственного пожарного надзора. В декрете, принятом 17 апреля 1918 г., отмечалась необходимость организации пожарно-технических училищ, школ и курсов.

В 1918 г. в Петрограде на базе бывших курсов пожарных техников было открыто пожарно-техническое училище. В ряде крупных городов страны организуются краткосрочные курсы для подготовки младшего начальствующего состава пожарной охраны. Декрет предусматривал осуществление контроля за производством предметов пожарного оборудования и снаряжения, а также разработку новых типов пожарных инструментов и машин. Работники пожарной охраны вложили много труда в развитие пожарной техники. Они строили пожарные автомобили своими силами, используя для этого старые, вышедшие из строя на фронте автомобили заграничных марок.

Уже в 1918-1920 гг. пожарные Москвы, Петрограда, Краснодара стали заменять конные обозы автотранспортом. В годы восстановления народного хозяйства большое внимание уделялось расширению функций Государственного пожарного надзора. Так, в начале 1921 г. междуведомственное совещание, собранное ЦПО, рассмотрело вопрос о состоянии пожарного дела в стране и наметило конкретные меры по его улучшению, которые были сформулированы в постановлении Совета Труда и Обороны (СТО) от 23 апреля 1921 г. «О мерах борьбы с пожарами».

При НКВД была создана специальная комиссия по борьбе с пожарами, которая через органы пожарной охраны произвела обследование противопожарного состояния промышленных предприятий и других объектов. На местах при пожарных отделах были созданы аналогичные комиссии, получившие название «пожарные тройки». Решения этих комиссий были обязательными для всех учреждений и предприятий. Комиссии рассматривали протоколы обследований, обязывая руководителей предприятий и ведомств устранять выявленные недочеты, выполнять предписания органов пожарного надзора и создавать пожарную охрану на предприятиях. Центральная пожарная комиссия НКВД издала Положение об обязанностях сельских пожарных инспекторов и пожарных уполномоченных на предприятиях и в учреждениях. Инспектора и уполномоченные имели право привлекать к административной ответственности должностных лиц, уклоняющихся от выполнения противопожарных правил, а в более серьезных случаях – ставить вопрос о предании виновных суду революционного трибунала.

4 мая 1921 г. СТО в целях сбережения пожарной техники, невмешательства в распоряжения руководителей тушения пожаров, а также своевременной и быстрой переброски пожарной помощи вынес специальное постановление за подписью В. И. Ленина о мерах по сохранению пожарных обозов и содержанию их в боевой готовности, об организации дежурных пожарных поездов в семи районах республики. 13 мая 1921 г. СТО принял постановление «По срочному проведению противопожарных мероприятий в 1921 г. в РСФСР». В этом постановлении задания, возложенные на пожарную охрану, и работа пожарных организаций признавались ударными. Наркомпроду предлагалось обеспечить личный состав пожарных команд продовольственным пайком наравне с рабочими местных ударных предприятий. Было решено возвратить из рядов Красной Армии пожарных работников для использования их по специальности. Несмотря на общие хозяйственные трудности в стране, правительство нашло возможным мобилизовать 3000 годных для службы в пожарных подразделениях лошадей и обеспечить их фуражом из государственных запасов. Соответствующее постановление, подписанное В. И. Лениным, было принято СТО 18 мая 1921 г.

Постановления СТО от 8 декабря 1923 г. и 5 августа 1924 г., а также постановление СНК РСФСР от 21 ноября 1924 г. были также направлены на усиление борьбы с пожарами. Этими постановлениями на Главное управление государственного страхования было возложено ведение (при участии пожарных органов) статистического учета пожаров, происходящих на территории республики, учет убытков от пожаров и установление причин их возникновения. Статистические данные давали возможность вырабатывать и осуществлять обоснованные организационные и технические мероприятия по предупреждению пожаров и борьбе с ними.

ИСТОЧНИК

 

.: 

 Мы в социальных сетях