Судьба человека
Вряд ли Миша Барулин, ученик 8 класса средней школы № 49 г. Иванова, еще в далеком 1978 году хоть на секунду мог представить, что практически всю жизнь ему придется носить погоны.
Но как говорится: «Человек предполагает, а Бог располагает».
С малых лет он был настолько влюблен в технику, что планировал связать с ней свою будущую профессию. После окончания школы Михаил даже не задумался на тему выбора учебного заведения. Он точно знал, что будет поступать только в автотранспортный техникум. Учеба далась ему легко – изучал то, что любил. Михаил стал тем, кем и хотел – техником-механиком.
На военную службу был призван по окончании учебы в техникуме. Он пришел не зеленым юнцом, а уже человеком с профессией. Его военная специальность – водитель. Служил Михаил в автовзводе, который обеспечивал деятельность вертолетной эскадрильи ВВС в Забайкалье. После армии пошел работать водителем на автобазу. Жил как все люди, работал, содержал свою семью. Жизнь Михаила круто изменилась, когда его призвали на военные полугодичные сборы. В то время труд резервистов широко использовался в период уборочных кампаний. Возили зерно, свеклу, картошку. Вернувшись со сборов, к прежней работе Михаил возвращаться не стал. Он решил поступить в школу милиции, чтобы затем пойти на службу в государственную автоинспекцию.
«Это было обдуманным решением. В ГАИ я устроился в 1986 году, пришел туда обычным инспектором. Так сложилось, что даже присягу принимал 3 июля, в день 50-летия ГАИ. Вскоре получил звание младшего лейтенанта. Я любил свою работу, посвятил ей большую часть жизни. Ушел на пенсию только в 2005 году, будучи старшим государственным инспектором по технадзору, в звании майора», - рассказывает Михаил.
За то время, пока Михаил Барулин работал в ГАИ, он дважды побывал в «горячих точках». Пунктом дислокации был поселок Горагорский Надтеречного района Чеченской Республики, который находится между Грозным и Моздоком.
Первая командировка в Чечню у Михаила была в 2001 году и находился он там с мая по август. Его назначили заместителем командира отряда. Их отряд обеспечивал режим ограничений по передвижению транспорта, грузов и населения по дорогам Республики, в связи с введенным военным положением. Тесно сотрудничая с чеченской полицией, занимались проверкой документов у лиц, проходящих их блок-пост, регистрацией транспортных средств, их досмотром с целью недопущения провоза оружия, взрывчатки и других незаконных грузов.
В 2004 году Михаил прослужил в Горагорском уже полгода, выполняя аналогичную работу, но уже в роли командира отделения. Служба была достаточно тяжелой, а ситуаций, угрожающих жизни, немало. Но и при таких обстоятельствах Михаил, с присущим ему спокойствием и выдержкой, ответственно выполнял свою работу.
«Не скажу, что служить в Чечне было очень тяжело. Человек привыкает ко всему. Кавказский менталитет, конечно, отличается от нашего, но непонимания и конфликтов с местным населением у нас не возникало. Жили мы мирно. Перед командировкой с нами работали психологи. Они рассказывали об обычаях, традициях жителей Чечни. Возможно, именно эти занятия во многом нам помогли. Жители Северного Кавказа – народ достаточно дружелюбный. С пожилыми людьми было особенно приятно общаться. Они в знак благодарности за оказываемую помощь всегда угощали своими национальными блюдами. Отказываться от них было нельзя, иначе люди могли обидеться», - делится воспоминаниями Михаил Владимирович.
По окончании второй командировки в Чечню, руководство УВД Ивановской области, отметило образцовое несение службы на Северном Кавказе, присвоив Михаилу Владимировичу очередное звание майор милиции, на ступень выше, положенного по должности.
Рассказывая о своей службе в Чеченской республике, Михаил вспоминает в основном только хорошее. Например, о том, как обрел там друзей: Романа Соловьева, Володю Дементьева, Наталью Шейхутдинову, Александра Бутусова, Сергея Березина и др. До сих пор Михаил старается поддерживать отношения с теми, кто, как и он, восстанавливали конституционный порядок в Чеченской республике.
Он не совершал подвигов, как Гастелло или Матросов, но жизнью рисковал.
Их блок-пост неоднократно обстреливали боевики. Был тяжело ранен один из бойцов его отделения. Многих людей, прошедших через горнило боевых действий в «горячих точках», война ломает. Но это, не про Михаила. Несмотря на все трудности, которые преподносила ему судьба, он никогда не падал духом и для многих являлся примером. Его выдержке и терпению можно только позавидовать. Служба не сделала его черствым человеком, как многих. Напротив, у Михаила мягкий характер, сам он добр и отзывчив. Это подтверждают и его друзья.
«Михаил Владимирович был замечательным командиром. Под его руководством я проходил службу в Чечне. Даже когда возникали какие-то проблемы, весь груз ответственности он всегда взваливал на свои плечи. Забота о подчиненных – была для него приоритетной. Когда ранили нашего товарища, Михаил на следующий день поехал за десятки километров в гарнизонный госпиталь, чтобы узнать о его самочувствии и, при возможности, оказать необходимую помощь. При таком его отношении к подчиненными мы делали все, чтобы не подвести своего командира. Служить с ним было спокойно», - делится воспоминаниями пожарный отдельного поста ПЧ-42 по охране п. Петровский Сергей Березин.
Благодаря участию десятков тысяч таких парней и мужиков как Михаил Барулин, конституционный порядок в Чечне был восстановлен. Они остались верны единожды данной Присяге, как настоящие Защитники Отечества, а кто-то и ценой собственной жизни.
«Клянусь достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество» (из военной присяги).
Сейчас Чеченская республика живет мирной жизнью. А Грозный стал одним из красивейших городов Северного Кавказа.
Судьба не раз испытывала Михаила на прочность. В расцвете лет погибла в автомобильной катастрофе его супруга Татьяна. На руках остались две малолетние дочери, Катя и Вика. И в этой ситуации наш герой не ожесточился. Собрав всю волю в кулак, он сказал себе: «Надо жить и поднимать любимых дочек». У детей уже свои семьи, а у Михаила подрастают внуки.
В 2005 году, после выхода на пенсию, Михаил решил попробовать себя в роли сотрудника государственной инспекции по маломерным судам. И пусть он занимался практически тем же, чем и ранее в ГАИ, только уже не на дорогах, а на воде, эта работа была ему не совсем по душе. О свободной вакансии в нашем Управлении на должность инженера группы административно-хозяйственного обеспечения он случайно узнал от знакомых. Безо всякого сожаления Михаил ушел из ГИМС и устроился к нам. Сейчас он отвечает за обслуживание и ремонт всего транспорта, который имеется в противопожарной и аварийно-спасательной службах.
В зоне ответственности Михаила Владимировича более 70 единиц автотранспортной техники и механизированных плавсредств.
Михаил нашел достойное применение богатейшему опыту, полученному в течение жизни.
Прожита большая часть жизни. Жизни богатой на трагедии и радости. Судьба не смогла его сломать. Он сохранил в себе главное – человечность и веру в людей. Несмотря на свой возраст в душе он остался тем же Мишкой Барулиным из далеких восьмидесятых.
Про таких людей, как Михаил обычно говорят: «С ним бы в разведку пошел».