Get Adobe Flash player

Навигация

С ЮБИЛЕЕМ!

Калинкин Алексей Константинович

заместитель начальника учреждения по организации службы

Виноградов Юрий Анатольевич

водитель ПЧ-41

Торицын Николай Васильевич

врач-специалист областного ПСО

Ермилов Владимир Изосимович

водитель ПЧ-41

Ламакин Сергей Борисович

оперативный дежурный пункта управления штаба гражданской обороны

Маслов Андрей Вадимович

пожарный ПЧ-35

Главная | Архив | Архив 2022 год | ИЮЛЬ - ДЕКАБРЬ 2022 года

Об истории пожарных ученикам

Начался учебный год и в Центр противопожарной пропаганды (ЦПП) вновь стали приезжать на экскурсии школьники с учителями. Так, 20 сентября ЦПП посетили 15 учеников 5 «Б» класса 64 школы г. Иванова в сопровождении классного руководителя Алёны Дементьевой и мамы одного из ребят.
      По традиции, дети собрались в актовом зале, где посмотрели обучающий мультфильм, рассказывающий ребятам о причинах пожара и о том, как правильно себя вести, если случится беда. Все дети активно участвовали в обсуждении правил, озвученных в мультфильме, правильно отвечали на вопросы и привели примеры, когда огонь «зло», а в каких случаях «добрый» помощник людям.
      Экспозиции ЦПП включают в себя шесть тематических залов, один из которых историко-мемориальный.  В нём ребята познакомились с созданием и развитием профессиональной и добровольной пожарной охраны России, созданием пожарных подразделений в Ивановском крае. В современном мире почти все дома – бетон и кирпич. Русь в средние века была совсем другой – все строения, кроме храмов, были деревянные, отопление – печное, поэтому пожары были всегда, а боролись с ними жители сообща. Кто-то бежал на пожар с багром, чтобы растаскивать горящие бревна, другой на тележке вёз бочку с водой, третий приносил лопаты, топоры. Это была своего рода коллективная борьба с огненной стихией, ведь такой профессии как пожарный ещё не было.
      К концу 18 века всем стало очевидно, что коллективный метод тушения пожаров не профессионалами не эффективен. В начале 19 века (в 1803 году) император Александр I  издал именной указ, который отменил все повинности, связанные с тушением пожара и повелел создавать профессиональные пожарные части за счет государственной казны. Так и появилась профессия пожарный. В столице, губернских и уездных городах стали создаваться первые профессиональные «пожарные части». Ребята узнали, что в большом Петербурге, например, в течение 5 лет после этого указа построили 11 «пожарных частей», в каждой были помещения, где пожарные несли службу, и были не гаражи с техникой, а большие конюшни.  Мобильных телефонов, конечно, тоже не было. В то время для быстрой передачи информации строили в каждом районе пожарную каланчу, и одну - в центре города. Активные школьники быстро догадались, что высота пожарной каланчи позволяла дежурным пожарным обозревать всю местность того района, где она находилась, а на «центральной» видели, что происходит во всём городе. Если случался пожар, на каланче поднимали один или несколько флагов, или шаров, сигнализирующих о степени возгорания другим районам. Эти исторические факты показывают, что в 1803-1805 гг. в России была заложена основа работы пожарных частей. К 1914 году пожарная охрана нашей страны считалась лучшей в мире.
     Конечно, ребятам интересна история пожарных и в нашем крае. Первая пожарная часть  была создана 1851 г. в уездном городе Шуе, потом в 1862 г. была построена в городе Гаврилово Посаде, а в Иваново-Вознесенске - в 1899 г. Постепенно они были созданы во всех уездах губернии. Как и сейчас, к профессии пожарных тогда относились очень уважительно.
      У стенда с экспозицией гужевого транспорта ученики услышали интересный факт о том, что в начале 19 века в каждой пожарной части были лошади одного окраса – в одной части серые, в другой вороные, в третьей гнедые, в четвёртой в яблоках… Идёт пожарный обоз с бочками воды, с насосами – и по окрасу лошадей все узнавали, из какой пожарной части спешат на пожар. В историческом зале детям также рассказали о значимой фигуре в истории пожарной охраны нашего края Павле Зарубине, великому самоучке из города Пучеж, изобретателе пожарного насоса.
      Большую роль пожарная охрана сыграла в годы Великой Отечественной войны. Всех мужчин, парней, стариков – призвали на фронт. В пожарной охране, в том числе и в Ивановской области, стали служить даже женщины. Фашистская авиация бомбила российские города разрывными снарядами, зажигательными бомбами, которые должны были всё сжечь дотла – но города выстаивали. Во время воздушной тревоги жители бежали в бомбоубежище. Но убегали не все. Пожарные садились в машины и под разрывами снарядов, рискуя жизнью, тушили дома, пылающие от сброшенных вражескими самолетами бомб. А женщины и дети поднимались на крыши домов, тушили зажигательные бомбы в ведрах с водой и песком, предотвращая пожары. Многие из них гибли, спасая жизни других людей. Благодаря героизму пожарных, женщин, мальчиков и девочек в военные годы при постоянных бомбардировках фашисткой авиацией - не выгорел ни один город! Среди экспонатов ЦПП есть реальная ручная сирена для подачи сигнала воздушной тревоги тех времен. Максим, любознательный ученик 5 «Б» класса, попробовал привести сирену в действие, также как воздушная разведка в те страшные годы. Громкий звук поразил ребят.
      По традиции во время экскурсии дети примерили пожарные каски начала 19 века, попробовали «подавать воду» ручным насосом, рассмотрели пожарную мотопомпу 20 века. В одном из залов ЦПП ребята увидели экспонаты с настоящих пожаров – сгоревший утюг, почерневший телевизор, обугленный газовый баллон. Аня и София придумали познавательные истории с этими предметами. Таким образом, все ребята ещё раз повторили правила пожарной безопасности и разобрали правильные действия во время эвакуации из горящего здания.
      Когда время экскурсии подошло к концу, дети не хотели расходиться. «Мы организовали эту поездку по инициативе родителей, - рассказывает Сабурова Наталья, мама пятиклассницы Даши. - Недавно в ваш центр приезжали ребята из параллельного 5 «А» класса, и им очень понравилось здесь. Родители нашего класса узнали об этом, и приняли решение организовать поездку в «музей» для 5 «Б». Детям сейчас 11 лет, они очень энергичные, совсем не устали и слушали всю экскурсию с большим интересом. Нам, родителям, очень важно, чтобы они знали правила пожарной безопасности. А для общего развития узнать об истории появления такой профессии, как пожарный, и об истории становления пожарной охраны в России и в нашей области, о героизме пожарных в годы войны – это не только интересно, но и очень патриотично».
      Впереди у ребят занятия в школе. На уроке литературы они обещали написать поучительные истории на тему пожарной безопасности.

 

 Мы в социальных сетях

Яндекс.Метрика